Аутстаффинг в 2025: как нанимать без оформления в штат

28 мая 2025
Баннер поста

Редактор блога Braindoc

Представьте, что рутины с оформлением сотрудников, бухгалтерией и кипами бумаг стало значительно меньше. Аутстаффинг персонала — это реальный инструмент, который может разгрузить ваш бизнес. Но, как и любой мощный инструмент, им нужно пользоваться правильно, особенно с учетом законодательных нюансов. 

Разберёмся, что такое аутстаффинг, когда его выгодно использовать и почему бизнесы все чаще переходят на эту модель.

Что такое аутстаффинг простыми словами

Аутстаффинг — это схема, при которой люди фактически работают на вашу компанию и выполняют ваши задачи, но официально трудоустроены в другой организации (аутстаффинговой компании). 

Все кадровые и многие бухгалтерские вопросы, связанные с этими сотрудниками, берёт на себя эта сторонняя компания, а вы платите ей за услугу. 

Аутстаффинговые компании: кто они и как работают по закону

Аутстаффинговая компания (или аутстаффер) — это ваш партнер, который официально оформляет к себе в штат нужных вам специалистов и решает все юридические и кадровые вопросы, связанные с их трудоустройством. Вы пользуетесь трудом этих людей, но не ведёте их у себя в штатной бухгалтерии как своих прямых сотрудников.

Ваша выгода в том, что вы освобождаетесь от части рутинных процедур: расчета и уплаты зарплатных налогов и взносов (это делает аутстаффер как официальный работодатель), оформления больничных, отпусков. Всё это зона ответственности аутстаффера.

Как это работает

Допустим, вам нужны разработчики, маркетологи или курьеры. Но нанимать их в штат кажется сложным или негибким: нужны договоры, отчёты, отчисления. С аутстаффингом схема выглядит так:

  1. Вы находите нужных специалистов (или они уже есть у вас, и вы хотите перевести их на эту модель).
  2. Заключаете договор с аутстаффинговой компанией. Ключевой момент: по российскому законодательству (глава 53.1 ТК РФ), предоставлять труд работников могут в основном аккредитованные частные агентства занятости (ЧАЗ). Есть и другие, более узкие исключения, но аккредитация ЧАЗ – самый распространенный легальный путь. Убедитесь, что ваш партнер имеет такую аккредитацию!
  3. Аутстаффинговая компания официально трудоустраивает этих людей к себе.
  4. Сотрудники продолжают работать у вас, подчиняются вашим правилам и графику, но юридически их работодатель — аутстаффер.
  5. Аутстаффер ведёт кадровый учёт, рассчитывает и выплачивает зарплату, платит налоги и взносы за сотрудников.

Это удобно, когда нужно быстро расширить или сузить команду под проект. Вы просто взаимодействуете с аутстаффером, который решает все формальности.

Аутстафф vs. аутсорсинг: в чем разница

Не путайте аутстаффинг и аутсорсинг.

  • Аутсорсинг — это передача целого бизнес-процесса или функции сторонней компании (например, ведение бухгалтерии, разработка сайта «под ключ»). Здесь важен результат, а не конкретные люди. Исполнитель сам решает, как организовать работу своих сотрудников.
  • Аутстаффинг — это «аренда» персонала. Сотрудники работают под вашим управлением, интегрированы в ваши процессы, но числятся в другой компании.

Если вам нужны люди в офисе (или удаленно, но под вашим руководством), которые работают по вашим правилам — это ближе к аутстаффингу. Если вам нужен подрядчик, который сам отвечает за выполнение определенного блока задач — это аутсорсинг.

Чем аутстаффинг может быть полезен

  1. Снижение административной нагрузки. Не нужно самостоятельно оформлять кипу кадровых документов, рассчитывать отпускные, больничные, сдавать часть отчетности по персоналу.
  2. Оптимизация расходов. Вы платите аутстафферу за услугу. Сами ставки зарплатных налогов и взносов для аутстаффера такие же, как и для любого работодателя, но для вас это может быть статьей расходов, уменьшающей налогооблагаемую базу (например, при УСН «доходы минус расходы»). Основная экономия здесь – на административных издержках, а не на самих налогах.
  3. Гибкость в управлении штатом. Легче привлекать людей под сезонные работы или проекты и так же быстро корректировать численность, когда их роль выполнена, не проходя сложные процедуры сокращения.
  4. Фокус на основном бизнесе. Меньше отвлекаетесь на кадровые и сопутствующие вопросы.

Подводные камни и риски

  1. Выбор надежного и легального партнёра. Если аутстаффер не имеет необходимой государственной аккредитации ЧАЗ (или не подпадает под другие законодательные исключения) или использует «серые» схемы, это может привести к очень серьезным проблемам с налоговой и трудовой инспекцией. Возможны доначисления налогов, штрафы и даже признание таких работников вашими сотрудниками со всеми вытекающими обязанностями.
  2. Прозрачность договора. Чётко пропишите ответственность сторон, особенно за соблюдение трудового законодательства, уплату налогов, компенсации, больничные.
  3. Соблюдение прав сотрудников (ответственность аутстаффера, но и ваш интерес). Сотрудники должны быть правильно оформлены у аутстаффера, получать зарплату вовремя и в полном объеме, иметь все социальные гарантии. Хотя это зона ответственности аутстаффера, проблемы здесь могут ударить и по вашей репутации и рабочим процессам.

Где аутстаффинг особенно удобен

  • Сезонные проекты. Ритейл усиливает штат на праздники, а потом просто прекращает договор с аутстаффером на этих сотрудников.
  • Строительство и производство. Для временного расширения под конкретный объект или заказ.
  • IT и стартапы. Для краткосрочных задач или когда нужно быстро собрать команду, не раздувая собственный штат.

Как выбрать аутстаффинговую компанию

  1. Проверьте наличие аккредитации ЧАЗ. Запросите подтверждающие документы. Убедитесь, что компания есть в реестре Роструда.
  2. Изучите репутацию. Как давно работает компания, что о ней пишут другие клиенты, есть ли у неё опыт в вашей отрасли.
  3. Убедитесь в финансовой состоятельности и прозрачности. Компания должна исправно платить налоги и взносы за своих сотрудников.
  4. Проанализируйте договор. Он должен быть подробным и защищать ваши интересы, а также четко описывать условия труда для предоставляемых работников.

FAQ

  1. Что такое аутстафф?
    Это законный способ привлечения персонала, когда люди работают на вас, но трудоустроены в аккредитованной аутстаффинговой компании.
  2. Кто такой аутстаффер простыми словами?
    Это специализированная компания (чаще всего аккредитованное частное агентство занятости), которая официально трудоустраивает персонал и «предоставляет» его для работы в вашу компанию.
  3. Что такое аутстаффинг персонала простыми словами?
    Это «аренда» персонала у специализированной компании, которая берет на себя все кадровые формальности и выплаты, при условии соблюдения всех требований законодательства.

Итог: когда стоит использовать аутстаффинг

Аутстаффинг — полезный инструмент, который при грамотном и законном использовании даёт гибкость в управлении персоналом и помогает снизить административную нагрузку. 

Если вам нужно быстро усилить команду, не погрязая в кадровой рутине, и вы готовы тщательно подойти к выбору партнера, проверив его легальность, — смело рассматривайте этот формат.

Следующий шаг — делегировать работу с исполнителями надёжному сервису.

Braindoc берет на себя всю рутину — закрывающие документы, проверка статуса самозанятых, контроль выплат и задач.

Попробовать Braindoc бесплатно

Организуем работу с исполнителями под ключ

Наладьте все рабочие процессы с Брейндок.
Отправьте заявку на консультацию, заполнив имя, телефон
или e-mail на выбор

Мы используем файлы cookie
для улучшения работы нашего сайта

Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Мы используем информацию, содержащуюся в файлах cookie только в целях, указанных в Политике конфиденциальности. Можно изменить настройки cookie в своем браузере